Краснотурьинская ДМШ №3

школа дарующая радость

Get Adobe Flash player

поиск по сайту

Главное меню

joomla

Вход:

« June 2017 »
Mon Tue Wed Thu Fri Sat Sun
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

статистика сайта

Посетители
4
Материалы
101
Количество просмотров материалов
146116
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение культуры дополнительного образования детей

«Краснотурьинская детская музыкальная школа №3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства

«Хоровое пение»

ПО.01.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГО Краснотурьинск

2013

 

 

Содержание предпрофессиональной общеобразовательной программы (ОП):

 

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися ОП «Хоровое пение»
  3. Учебный план
  4. График образовательного процесса
  5. Программы учебных предметов
  6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ОП «Хоровое пение»  обучающимися
  7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
  8. Обеспечение учебного процесса ОП «Хоровое пение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ), устанавливающими требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы, и являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств (в том числе по различным видам искусств), образовательными учреждениями профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

ОП составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенности обучающихся и направлена на:

  • Øвоспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;  
  • Øвоспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • Øформирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • Øформирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности.

Основной целью данной ОП является: формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области хорового искусства.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  • Øвыявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
  • Øсоздание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • Øприобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения;
  • Øприобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
  • Øприобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • Øовладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;
  • Øподготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хорового искусства.

Успешная реализация ОП способствует выработке у обучающихся следующих личностных качеств: освоение учебной информации, в соответствии с программными требованиями; умение планировать свою домашнюю работу; приобретение навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования; осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; умение давать объективную оценку своему труду; формирование навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе; уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам; понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; определение наиболее эффективных способов достижения результата.

 При реализации программы «Хоровое пение» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1933 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01.Музыкальное исполнительство:

УП.01.Хор - 921 час,

УП.02.Фортепиано - 329 часов,

УП.03.Основы дирижирования - 25 часов;

ПО.02.Теория и история музыки:

УП.01.Сольфеджио - 378,5 часа,

УП.02.Слушание музыки - 98 часов,

УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.

При реализации программы «Хоровое пение» с дополнительным годом обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 2296 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01.Музыкальное исполнительство:

УП.01.Хор - 1053 часа,

УП.02.Фортепиано – 395 часов,

УП.03.Основы дирижирования  - 58 часов;

ОП.02.Теория и история музыки:

Сольфеджио - 428 часов,

Слушание музыки - 98 часов,

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 231 час,

Элементарная теория музыки – 33 часа.

Учебные предметы вариативной части дает возможность расширения и  углубления подготовки обучающихся, получения дополнительных знаний, умений и навыков. К учебным предметам вариативной части относятся: ритмика, ансамбль, постановка голоса, дополнительный инструмент.

При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся, согласно учебному плану.

Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

При отборе детей для обучения по предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хорового искусства диагностируются следующие параметры: наличие чувства ритма, музыкального слуха и памяти, точность вокального интонирования, активность и эмоциональности восприятия.

В ходе отбора детям предлагается выполнить следующие задания:

1. на наличие чувства ритма: воспроизведение предложенного ритмического рисунка в виде хлопков руками;

2. на наличие музыкального слуха и точность вокального интонирования: спеть один куплет заранее приготовленной песни;

3. на наличие музыкального слуха и памяти, точность вокального интонирования: повторить (спеть на нейтральный слог) сыгранную или пропетую преподавателем мелодическую фразу;

4. на наличие музыкального слуха и активности восприятия: различить на слух звучание одного, двух, трех сыгранных одновременно звуков;

5. на наличие памяти и активности восприятия рассказать выразительно и эмоционально стихотворение из 2-3 четверостиший.

Выявленные параметры музыкальных способностей оцениваются по 5-бальной шкале, заносятся в протокол заседания комиссии по отбору детей.

Освоение обучающимися программы «Хоровое пение» завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

  1. II.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ  ОП «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Дополнительная общеобразовательная программа «Хоровое пение» должна обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности учащегося и приобретение им в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Результатом освоения программы «Хоровое пение» (1-8 класс) является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

  1. в области музыкального  исполнительства:

а) хорового:

- знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых  жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;

- умения самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

б) инструментального:

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей;

- умения создавать  художественный образ при исполнении на фортепиано музыкального произведения;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- навыков подбора по слуху музыкальных произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

  1. в области теории и истории музыки:

 - знания музыкальной грамоты;

- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

- первичные знания в области строения классических  музыкальных форм;

- умения использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;

- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков записи музыкального текста по слуху;

- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Результатом освоения программы «Хоровое пение» с дополнительным годом обучения (9 класс),  является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

I. в области музыкального исполнительства:

а) хорового:

- знания основного вокально-хорового репертуара;

- знания начальных теоретических основ хорового искусства, вокально-хоровые особенности хоровых партитур, художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;

- знания основ дирижерской техники;

б) инструментального:

- знания основного фортепианного репертуара;  

- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

-  умения читать с листа на фортепиано несложные хоровые партитуры;

- умения исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

II. в области теории и истории  музыки:

- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);

- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с  объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);

- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

- навыков восприятия современной музыки.

Результаты освоения программы «Хоровое пение» по учебным предметам обязательной части должны отражать:

 Хор:

  • Øналичие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;
  • Øзнание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
  • Øзнание профессиональной терминологии;
  • Øумение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
  • Øвоспитание навыков коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе, отражающих взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
  • Øсформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
  • Øналичие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

 

Фортепиано:

  • Øвоспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • Øсформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий  использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • Øзнание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
  • Øзнание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
  • Øзнание профессиональной терминологии;
  • Øналичие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм, несложных хоровых партитур;
  • Øвоспитание навыков слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • Øвоспитание навыков использования музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнения анализа исполняемых произведений, владения различными видами техники исполнительства, использования художественно оправданных технических приемов;
  • Øвоспитание навыков решения музыкально-исполнительских задач, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;
  • Øформирование  музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

 

Основы дирижирования:

  • Øзнание основного вокально-хорового репертуара;
  • Øумение создать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей хорового коллектива, солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
  • Øналичие первичного практического опыта по разучиванию музыкальных произведений с хоровым коллективом.

 

Сольфеджио:

  • Øсформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, развитого звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой деятельности (в том числе – первичных теоретических знаний и профессиональной музыкальной терминологии);
  • Øумение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
  • Øумение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
  • Øумение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
  • Øвокально-интонационные навыки.

 

Слушание музыки:

  • Øналичие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
  • Øспособность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
  • Øумение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

 

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

  • Øпервичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
  • Øзнание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
  • Øзнание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
  • Øумение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
  • Øнавыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
  • Øзнание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;
  • Øзнание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
  • Øзнание профессиональной музыкальной терминологии;
  • Øсформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • Øумение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; 
  • Øумение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
  • Øнавыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

 

Элементарная теория музыки:

  • Øзнание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
  • Øпервичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;
  • Øумение осуществлять элементарный анализ нотного текста с  объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
  • Øналичие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

«Ритмика»:

  • развитие умения ориентироваться и двигаться в пространстве;

-       развитие чувства ритма и общей музыкальности;

-       освоение основных видов движения;

-       развитие умения выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, динамикой;

 Дополнительный инструмент (cинтезатор, гитара, вокал):

            -    наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;

            -  сформировать комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности инструмента и голоса для достижения наиболее убедительной интерпретации, самостоятельно накапливать  репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

   -     знание репертуара (сольного, ансамблевого);

  -      знание профессиональной терминологии;

  -      наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;

  -      навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;

            -   навыки по воспитанию слухового контроля при сольном и  ансамблевом музицировании;

            -   наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

            -    наличие навыков репетиционно-концертной работы.