Краснотурьинская ДМШ №3

школа дарующая радость

Get Adobe Flash player

поиск по сайту

Главное меню

joomla

Вход:

« August 2017 »
Mon Tue Wed Thu Fri Sat Sun
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

статистика сайта

Посетители
4
Материалы
102
Количество просмотров материалов
153278
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Приложение

Утверждены приказом

Министерства культуры

Российской Федерации

от 12.03.2012 № 166

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям

реализации дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной

программы в области музыкального искусства

«Музыкальный фольклор»

и сроку обучения по этой программе

I.    Общие положения

1. 1. Настоящие федеральные государственные требования (далее –
ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и
условиям         реализации        дополнительной        предпрофессиональной

общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» (далее – программа «Музыкальный фольклор») и сроку обучения по этой программе, являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств (в том числе по различным видам искусств), образовательными учреждениями профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

1.2.    ФГТ     учитывают    возрастные    и    индивидуальные    особенности

обучающихся и направлены на:

выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;


2

создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

приобретение детьми знаний, умений и навыков в области ансамблевого пения;

приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

приобретение детьми опыта творческой деятельности;

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;

подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

1.3. ФГТ разработаны с учетом:

обеспечения преемственности программы «Музыкальный фольклор» и
основных     профессиональных    образовательных    программ    среднего

профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;

сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

1.4. ФГТ ориентированы на:

воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;


3

воспитание      детей       в       творческой      атмосфере,      обстановке

доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

1.5. Срок освоения программы «Музыкальный фольклор» для детей,
поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с
шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Срок освоения программы «Музыкальный фольклор» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на 1 год.

1.6.    Образовательное учреждение имеет право реализовывать
программу «Музыкальный фольклор» в сокращенные сроки, а также по
индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.


4

1.7.  При приеме на обучение по программе «Музыкальный фольклор» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей -слуха, ритма, памяти, вокальных данных. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленное вокальное произведение с собственным сопровождением.

1.8.  ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы «Музыкальный фольклор», разработанной образовательным учреждением на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой  аттестацией                обучающихся,    проводимой        образовательным учреждением.

II. Используемые сокращения

2.1. В настоящих ФГТ используются следующие сокращения:
программа     «Музыкальный      фольклор»      –       дополнительная

предпрофессиональная    общеобразовательная    программа    в     области

музыкального искусства «Музыкальный фольклор»; ОП – образовательная программа; ОУ – образовательное учреждение; ФГТ – федеральные государственные требования.

III. Требования к минимуму содержания программы «Музыкальный фольклор»

3.1.       Минимум содержания программы «Музыкальный фольклор» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

3.2.       Результатом освоения программы «Музыкальный фольклор» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:


5

в области музыкального   исполнительства:

а) вокального ансамблевого:

-  знания характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых
жанров     и      основных     стилистических     направлений     ансамблевого
исполнительства;

-   знания музыкальной терминологии;

-   умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах фольклорных коллективов;

-   умения самостоятельно разучивать вокальные партии;

-  умения сценического воплощения народной песни, народных обрядов и
других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;

- навыков фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;

-   первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых
произведений;

- навыков публичных выступлений;

б) инструментального:

-   знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных
стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии;

-   умения грамотно исполнять музыкальные произведения на народном
инструменте;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;

-  умения создавать художественный образ при исполнении на народном
инструменте музыкального произведения;

-          умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

-          умения аккомпанировать при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;


6

- навыков подбора по слуху музыкальных произведений;

-   первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых
произведений;

- навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки: - знания музыкальной грамоты;

– первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области музыкального искусства;

-      знаний особенностей национальной народной музыки и ее влияния на специфические черты композиторских школ;

-      умения использовать полученные теоретические знания при вокальном ансамблевом   исполнительстве                              и       исполнительстве      музыкальных произведений на инструменте;

 

-   навыков восприятия элементов музыкального языка;

-   сформированных вокально-интонационных навыков и ладового чувства;

-  навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем
группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с
листа;

-   навыков анализа музыкального произведения;

-   навыков записи музыкального текста по слуху;

-   первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста;

3.3. Результатом освоения программы «Музыкальный фольклор» с
дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2.
настоящих     ФГТ      предметных     областей,      является      приобретение

обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

а) вокального ансамблевого:

-  знаний ансамблевого репертуара, включающего произведения основных
жанров народной музыки;


7

-  знаний начальных теоретических основ народного вокального искусства,
особенностей оформления нотации народной песни, художественно-
исполнительских возможностей фольклорного коллектива;

б) инструментального:

- знаний основного репертуара народного инструмента;

-           знаний различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

-           умения исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

в области теории и истории музыки:

-   умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

-   первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

-   наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда, фактурного изложения материала (типов фактур);

-   навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

-   навыков восприятия современной музыки.

3.4. Результаты освоения программы «Музыкальный фольклор» по учебным предметам   обязательной части должны отражать:

3.4.1. Фольклорный ансамбль:

знание начальных основ песенного фольклорного искусства, особенностей оформления нотации народной песни, художественно-исполнительских возможностей вокального коллектива;

знание профессиональной терминологии;

навыки коллективного ансамблевого исполнительского творчества, в том числе исполнения театрализованных фольклорных композиций;

умения самостоятельно разучивать вокальные партии;


8

умения сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;

сформированные практические навыки исполнения народно-песенного репертуара;

формирование навыков владения различными манерами пения;

навыки фольклорной импровизации (соло и в ансамбле);

навыки аккомпанирования голосу в работе и концертном исполнении вокальных произведений различных жанров.

3.4.2. Музыкальный инструмент :

воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;

сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и
навыков,     позволяющий     использовать    многообразные    возможности

музыкального инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

знание инструментального репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров - в соответствии с программными требованиями;

знание художественно-исполнительских возможностей музыкального инструмента;

знание профессиональной терминологии;

наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;

навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом   исполнения музыкального произведения;

навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности,        выполнению        анализа        исполняемых        произведений,

владению различными видами техники исполнительства;

навыки       по       решению      музыкально-исполнительских      задач,

обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;


9
наличие     музыкальной     памяти,     полифонического     мышления,

мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

3.4.3. Сольфеджио:

сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой деятельности. В том числе:

первичные теоретические знания, в том числе профессиональной музыкальной терминологии;

умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать несложные музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

вокально-интонационные навыки;

навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

3.4.4. Народное музыкальное творчество:

знание жанров отечественного народного музыкального творчества, обрядов и народных праздников;

знание особенностей исполнения народных песен;

знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;

умение анализировать музыкальный фольклор, владение навыками его записи;

умение применять теоретические знания в исполнительской практике.

3.4.5. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):


10

первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

знание     творческих    биографий    зарубежных    и     отечественных

композиторов согласно программным требованиям;

знание     основных    музыкальных        произведений      зарубежных    и

отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

знание основных музыкальных терминов;

сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать свое отношение к нему, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

IV. Требования к структуре программы «Музыкальный фольклор»

4.1. Программа «Музыкальный фольклор» определяет содержание и организацию образовательного процесса в ОУ. Программа «Музыкальный фольклор»    направлена    на    творческое,    эстетическое,    духовно-нравственное


11 развитие     обучающегося,     создание     основы     для     приобретения     им     опыта исполнительской       практики,       самостоятельной       работы       по       изучению       и постижению музыкального искусства.

Программа «Музыкальный фольклор», разработанная ОУ на основании настоящих ФГТ, должна содержать следующие разделы:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися ОП;

учебный план;

график образовательного процесса;

программы учебных предметов;

систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ОП обучающимися;

программу творческой, методической и культурно-просветительской деятельности ОУ.

Разработанная ОУ программа «Музыкальный фольклор» должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы «Музыкальный фольклор» в соответствии с настоящими ФГТ.

4.2. Программа «Музыкальный фольклор» может включать как один, так и несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения, обозначенными в пункте 1.5. настоящих ФГТ.

Учебный     план     программы    «Музыкальный    фольклор»    должен

предусматривать следующие предметные области:

музыкальное исполнительство; теория и история музыки и разделы:

консультаций;

промежуточной аттестации;

итоговой аттестации.

Предметные      области      имеют      обязательную      и      вариативную      части,

которые состоят из учебных предметов.

При     реализации     программы     «Музыкальный     фольклор»     со     сроком

обучения    8    лет    общий    объем    аудиторной    нагрузки    обязательной    части


12 составляет 2039 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Фольклорный ансамбль – 1184 часа, УП.02.Музыкальный инструмент – 329 часов.

ПО.02.Теория и история музыки: УП.01. – Сольфеджио – 263 часа, УП.02.Народное музыкальное творчество – 131 час, УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) – 132 часа.

При      реализации     программы     «Музыкальный     фольклор»     с

дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2352,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Фольклорный ансамбль – 1349 часа, УП.02.Музыкальный инструмент – 395 часов.

ПО.02.Теория и история музыки: УП.01. – Сольфеджио – 312,5 часа, УП.02.Народное музыкальное творчество – 131 час, УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) – 165 часов.

Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определяются ОУ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.

При формировании ОУ вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников.


13

При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

4.3. Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ОУ).

V. Требования к условиям реализации программы «Музыкальный фольклор»

5.1.  Требования к условиям реализации программы «Музыкальный
фольклор» представляют собой систему требований к учебно-методическим,
кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям
реализации программы «Музыкальный фольклор» с целью достижения
планируемых результатов освоения данной ОП.

5.2.   С целью обеспечения высокого качества образования, его
доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их
родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-
нравственного развития, эстетического воспитания и художественного
становления личности ОУ должно создать комфортную развивающую
образовательную среду, обеспечивающую возможность:

выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;

организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад,


14 концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

организации творческой и культурно-просветительской деятельности
совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным
видам     искусств,      ОУ     среднего     профессионального    и      высшего

профессионального          образования,          реализующими          основные

профессиональные    образовательные    программы    в    области    музыкального искусства;

использования    в     образовательном    процессе     образовательных

технологий,    основанных    на     лучших    достижениях     отечественного

образования  в  сфере  культуры  и  искусства,  а  также  современного  развития музыкального искусства и образования;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

построения содержания программы «Музыкальный фольклор» с учетом индивидуального развития детей, а также национальных и культурных особенностей субъекта Российской Федерации;

эффективного управления ОУ.

5.3. Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы
составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность
учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой
классы - 33 недели. При реализации программы «Музыкальный фольклор» со
сроком обучения 9 лет продолжительность учебного года в восьмом классе
составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность
учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.

5.4. В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4
недель, в первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет
устанавливаются   дополнительные   недельные   каникулы.      Летние   каникулы


15 устанавливаются    в    объеме    13    недель,    за    исключением    последнего    года обучения.      Осенние,      зимние,      весенние      каникулы      проводятся      в      сроки, установленные      при       реализации       основных       образовательных       программ начального общего и основного общего образования.

5.5.  Изучение учебных предметов учебного плана и проведение
консультаций    осуществляются    в     форме    индивидуальных    занятий,
мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым
учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от
11 человек).

5.6. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и
навыков имеют право на освоение программы «Музыкальный фольклор» по
индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый)
поступление обучающихся не предусмотрено.

5.7.  Программа «Музыкальный фольклор» обеспечивается учебно-
методической документацией по всем учебным предметам.

5.8.     Внеаудиторная     (самостоятельная)     работа     обучающихся
сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени,
затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.

Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио-и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

5.9. Реализация программы «Музыкальный фольклор» обеспечивается
консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки


16
обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва
учебного времени в следующем объеме: 142 часа при реализации ОП со
сроком обучения 8 лет и 166 часов с дополнительным годом обучения. Резерв
учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном
году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв
учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и
методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно
использовать      и      после      окончания      промежуточной      аттестации

(экзаменационной)        с        целью        обеспечения        самостоятельной        работой обучающихся на период летних каникул.

5.10.     Оценка     качества     реализации     ОП     включает     в     себя     текущий
контроль    успеваемости,     промежуточную    и     итоговую     аттестацию

обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации       обучающимся      выставляется      оценка,      которая      заносится      в


17 свидетельство об окончании ОУ.

Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ОУ самостоятельно на основании настоящих ФГТ. ОУ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы «Музыкальный фольклор» и её учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету выставляются оценки. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на основании настоящих ФГТ.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

  1. 1)Фольклорный ансамбль;
  2. 2)Сольфеджио;
  3. 3)Музыкальный инструмент.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,
«хорошо»,    «удовлетворительно»,    «неудовлетворительно».    Временной

интервал     между     выпускными     экзаменами     должен     быть     не     менее     трех календарных дней.


18

Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно. ОУ разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

  • умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;
  • знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
  • знание профессиональной терминологии, вокального фольклорного репертуара и репертуара по учебному предмету «Музыкальный инструмент»;
  • достаточный технический уровень владения музыкальным инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров;
  • умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;

•   наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
5.11. Реализация программы «Музыкальный фольклор» обеспечивается

доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в


19
объеме,     соответствующем     требованиям    программы    «Музыкальный

фольклор». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.

Библиотечный    фонд     помимо     учебной    литературы    включает

официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

5.12. Реализация программы «Музыкальный фольклор» обеспечивается
педагогическими     работниками,    имеющими     среднее     или     высшее

профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого
учебного      предмета.      Доля      преподавателей,      имеющих      высшее

профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны
иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено
преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование
и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной
сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное
образование    и     стаж     практической     работы     в     соответствующей

профессиональной сфере более 15 последних лет.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, и з которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели -проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.

Педагогические работники ОУ проходят не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Педагогические       работники      ОУ       должны       осуществлять      творческую      и


20 методическую работу.

ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Музыкальный фольклор», использования передовых педагогических технологий.

5.13.  Финансовые условия реализации программы «Музыкальный
фольклор» должны обеспечивать ОУ исполнение настоящих ФГТ.

При реализации программы «Музыкальный фольклор» необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности:

по учебному предмету «Фольклорный ансамбль» и консультациям по «Фольклорному ансамблю» не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;

в случае реализации в вариативной части учебных предметов
«Фольклорная     хореография»     и      «Сольное     пение»      планируются

концертмейстерские часы в объеме до 100 процентов аудиторного учебного времени.

5.14.    Материально-технические условия реализации программы
«Музыкальный    фольклор»    обеспечивают     возможность     достижения
обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ.

Материально-техническая     база     ОУ      должна     соответствовать

санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Минимально необходимый для реализации программы «Музыкальный фольклор» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

концертный    зал        с    роялем    или     пианино,        звукотехническим


21 оборудованием,

библиотеку,

помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал или видеокласс),

учебные      аудитории      для      групповых,     мелкогрупповых     и

индивидуальных занятий,

учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Фольклорный ансамбль».

В случае реализации ОУ в вариативной части учебного предмета
«Фортепиано» учебные аудитории должны быть оснащены роялями или
пианино. В случае реализации ОУ в вариативной части учебного предмета
«Фольклорная хореография» учебная аудитория оснащается пианино и
звукотехнической аппаратурой и имеет соответствующее напольное
покрытие.    При    изучении    вариативной    части     учебного    предмета

«Музыкальная      информатика»,      учебная       аудитория      оборудуется

персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами и соответствующим программным обеспечением.

Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м.

Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных
предметов      «Народное     музыкальное     творчество»,     «Сольфеджио»,

«Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию. В ОУ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. ОУ обеспечивает выступления учебных ансамблевых коллективов в сценических костюмах.

an sty�v^mo� � t:1'>       аудитория      оборудуется

персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами и соответствующим программным обеспечением.


23

Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м.

Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки» оснащаются фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

В ОУ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. ОУ обеспечивает выступления учебных хоровых коллективов в сценических костюмах.